вторник, 22 мая 2012 г.

Поздравляем!

 
Бурлейко Юлю за участие в региональной научно-практической конференции 
школьников , посвящённой 75-летию Иркутской области "Иркутск и Иркутская область", проводимой Байкальским Государственным Университетом Экономики и Права.




















Работа Юли опубликована в сборнике материалов первой научно-практической конференции школьников.






22.05.12  Конфликты в обществе. Семья.
1. Что такое «конфликт»?
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково ценится обеими сторонами.
Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
Субъекты конфликта – участники конфликта.
Предмет конфликта - вопрос или благо,  из-за которых разгорается конфликт
 Причина (противоречие) – проблема, почему данный конфликт стал возможным
 Конфликтная ситуация – эта ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий
Повод конфликта (инцидент) -  действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними
Конфликт = причина + конфликтная ситуация + субъекты + инцидент
Масштаб конфликта – количество участвующих людей и серьёзность последствий
Цель конфликта – достижение собственного интереса за счёт интересов других                            
Разрешение конфликта – перевод конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон
Примеры конфликтов (стр. 151 -152)
2. Видовое разнообразие конфликтов (схемы стр. 153, 154, 155).
  • по количеству вовлечённых людей: внутриличностные, межличностные, социальные
  • в зависимости от предмета спора: религиозные, политические, профессиональные, имущественные, этнические, территориальные и другие
  • по способам протекания: конфронтация, соперничество,  конкуренция
3. Как разрешить конфликт?
Способы (стр. 157, схема)
Как избежать ненужных конфликтов?  
не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;  
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную,  доброжелательную атмосферу доверия;  
попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;  
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;  
- заставьте себя молчать когда задевают в мелкой ссоре;  
умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;  
- признавайте достоинство окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;  
- если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это сразу.
            
4. Что такое «семья»?
Семья – это основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья – это группа людей, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.   
Семья – это целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности.

Семья: современная нуклеарная  (родители – дети); традиционная (классическая), расширенная, многопоколенная (бабушки – родители – дети – тёти, дяди)
Семья: родительская (первичная); новообразованная (вторичная)                                                                       
                          

5. Жизненный цикл семьи – это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи (стр. 159-160, записать стадии лесенкой в тетрадь)
6. Распад семьи.
Причины (объективны), мотивы (субъективны) – стр. 161; повод; последствия.




Красным цветом выделены понятия для запоминания!
Глава 3. Социальная сфера общества.
07-14.04.12 Богатые и бедные
1. Неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов в обществе: денег, власти, образования, престижа между различными стратами или слоями общества.
Универсальное средство, позволяющее измерить неравенство - деньги (денежная сумма).
Богатство= роскошь - излишество в комфорте, в удовольствии (причуды богатых, СМОТРИ
2. Богатство - это ценности, которые ликвидны, т.е. могут быть проданы в любую минуту. 
В России самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения
3.Преличествующий уровень жизни - количество материальных благ, позволяющих человеку вести комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемлённым, удовлетворяя разумные потребности
4. Бедность - экономическое и социальное состояние человека, имеющего минимальное количество денег, образования, власти, престижа.
Типы бедности: 
  •  абсолютная - такое состояние, которое не удовлетворяет основные потребности , обеспечивающие биологическую выживаемость
  • относительная - состояние, при котором невозможно поддерживать приличествующий образ жизни
  • нищета - крайняя бедность (андеркласс)
5. Порог бедности = уровень бедности = прожиточный минимум - набор товаров и услуг (выраженный в ценах),который позволит человеку удовлетворять минимум допустимых потребностей
Д/з: & 19,20; стр. 130 практикум в практике письменно;  Согласны ли с утверждением: Бедность - неизбежный атрибут общества. В том обществе, где нет бедных отсутствуют стимулы к процветанию. Свои мысли можно оставлять на страничке "Высказывания", в Контакте, по электронной почте sm-1962@mail.ru, письменно в тетради
И в заключении - притча о Богатстве и Бедности:
Пришли Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:
— Кто из нас красивее?
Испугался человек, думает: «Если скажу, Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдет, а скажу, Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает». Подумал немного, а потом говорит:
— Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.
Стали Бедность и Богатство прохаживаться туда-сюда. Поглядел на них человек и говорит:
— Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты,
 Богатство, просто прекрасно в момент прихода.


17.03.12 Социальная структура. Социальная стратификация.Видео.
1. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Если сравнить структуру со зданием общества, то горизонтальные перекрытия – выполняют статусы, роли и социальные группы, а вертикальные опоры – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.
2. Стратыэто большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества. Или учебник стр. 111.
Статус – принадлежность человека к той или иной страте.
              - социальное положение человека в обществе: профессия, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека, территориальный статус, здоровье, религиозные взгляды и т. д.
Статус бывает: предписанный (с которым человек родился) и достигнутый или приобретённый.  Примеры стр. 113 учебника. Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Общество продумало внешние знаки отличия. Дополнительный материал стр. 114 – чтение. Функцию статусных символов выполняют также: жильё, язык, жесты, манеры поведения. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.
Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том как должен вести себя человек со своим статусом.  
Он включает несколько социальных ролей.
3. Социальная роль – это некий образец  поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль на способ поведения.
4. Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам:
  •   пол
  •  возраст
  •  национальность
  •  раса
  •  место жительство
  •  доход
  •  власть
  •  образование и т. д.
Численность человеческих групп на Земле превышает число людей в 1,5 – 2 раза.
Отдельный человек живёт по законам группы:
Ø  многие особенности человека (речь, язык, нравственность и т. д.) являются итогом групповой деятельности
Ø  в группе закладывается фундамент социальной жизни (правила, традиции, обычаи и т. д.) 
5. Социальная стратификация (социальное расслоение) – иерархическое разделение общества на группы (касты, сословия, классы) – стр. 121.рис.
Составит схему классового деления общества – стр. 119-120.
Каждая страта включает людей, имеющих:
·        одинаковые доходы
·        образование
·        власть
·        престиж
Теория стратификации создал Питирим Александрович Сорокин. 
Д/з: & 17,18, понятия.

Внимание!

Итоговые тесты с правильными ответами можно посмотреть на страничке "Проверь себя"
Выполнить задание из части С, только по критерию 1: обозначить поставленную автором проблему (выдвинутую тему) по следующим высказываниям
 (не менее 2-х):

* Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими. Эпикур
* Способный и здоровый человек, пребывающий в бедности, вызывает лишь презрение, больной и убогий – сострадание. Э. Севрус
* Истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа. Н. В. Гоголь
* Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом. Ж. Вольфром
Ответы можно присылать в форме в блоге,по электронной почте sm-1962@mail.ru, в Контакте до 12.05.12
Самостоятельная работа по теме «Реформы Александра II»
 I вариант
Соотнесите даты, реформы, опорные слова и выражения мероприятий реформ:
I. Даты:
1. 1861   2. 1864   3. 1870   4. 1874
II. Опорные слова и выражения мероприятий реформ:
1. всеобщая воинская повинность
2. Сенат – высшая судебная инстанция
3. Манифест
4. чересполосица
5. вольнослушатели
6. воинские уставы
7. присяжные заседатели
8. гражданские права и свободы
9. гласные
10. начальные народные училища
11. Уставные грамоты
12. земства
13. хозяйственные (местные дела)
14. женские гимназии
15. выборы по куриям
Ответы прошу записать в таблицу цифрами:

Городская
Земская
Судебная
Просвещения
Крестьянская
Военная
 3
2
2
 2
 1
4
13, 15
9, 12, 13, 15
2, 7
5, 10, 14 
 3, 4, 8, 11
 1,6 


II вариант
Соотнесите даты, реформы, опорные слова и выражения мероприятий реформ:
I. Даты:
1. 1861   2. 1864   3. 1870   4. 1874
II. Опорные слова и выражения мероприятий реформ:
1. земства
   2. гимназии
3. гласные
4. отрезки
 5. апелляция
6. хозяйственные (местные дела)
7. автономия университетов
8. гражданские права и свободы
9. Манифест
10. начальные народные училища
11. прокурор, адвокат
12. всеобщая воинская повинность
13. временнообязанные
14. выборы по куриям
15. губернское по городским делам присутствие
Ответы прошу записать в таблицу цифрами:

Городская
Земская
Судебная
Просвещения
Крестьянская
военная
 3
2
2
 2
 1
 4
6, 14, 15
1, 3, 6, 14
5, 11, 
2, 7, 10
4, 8, 9, 13
12 
 Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
Контрольная работа по обществознанию.
1 вариант
Часть 1 (Тестовые задания с выбором одного правильного ответа)
1.Территория, имеющая определенные границы и обладающая государственным суверенитетом, обозначается термином:
а) государство    б) страна    в) общество        г) сообщество
2.Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества.
А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды.
Б. Социальный прогресс идет параллельно с природным прогрессом.
а) верно только А                б) верно только Б
в) верны оба суждения            г) оба суждения неверны
3. Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относятся к:
а) экономической сфере общества        б) политической сфере общества
в) социальной сфере общества        г) духовной сфере общества
4. Появление сложного общества связано с возникновением:
а) государства                б) промышленности
в) религиозных верований            г) кочевого образа жизни
5. Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление:
а) экономического прогресса        б) технического прогресса
в) культурного прогресса            г) промышленной революции
6.Верны ли следующие суждения об одаренности и гениальности.
А. Одаренность и гениальность являются врожденными качествами.
Б. В развитии природной одаренности большую роль играет социальная среда.
а) верно только А                б) верно только Б
в) верны оба суждения            г) оба суждения неверны
7. Певец К. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:
а) физиологических потребностей        б) социальных потребностей
в) престижных потребностей        г) потребностей в безопасности
8. Певца С. После выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплодировали ему. Это пример:
а) делового общения             б) повседневного общения
в) речевого общения                г) ритуального общения
9. К экономической сфере относится:
а) потребление материальных благ        б) создание политических партий
в) получение образования                г) организация местного самоуправления
10. Верны ли следующие суждения о потребителе.
А. В роли потребителя могут выступать как отдельные люди, так и организации.
Б. Потребителями являются только работающие граждане.
а) верно только А                    б) верно только Б
в) верны оба суждения                 г) оба суждения неверны
11. Гражданин Ф., покупая в магазине комплект мебели, расплатился кредитной картой. В данном случае деньги выступают как:
а)  мера стоимости                    б) мировые деньги
в) средство накопления                г) средство обращения
12. Взаимосвязь природы и общества не может характеризоваться:
а) взаимным влиянием природы и общества
б) рассмотрением общества в неразрывной связи с природой
в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку
г) возможностью автономного развития общества от природы
13. Рост образовательного уровня населения страны отражает, прежде всего, проявление сферы жизни общества:
а) экономической                    б) социальной
в) политико-правовой                г) духовно-нравственной
14. Из положений А и Б верно:
А. Экономическая сфера включает в себя отношения собственности.
Б. К экономической сфере непосредственно относятся вопросы национальной структуры населения,
а) верно только А                    б) верно только Б
в) верны оба суждения                г) оба суждения неверны
15. Что из нижеперечисленного относится к понятию общественный «прогресс»?
а) эволюция        б) застой    в) возврат    г) отжившие формы
16. Страна А с населением в 50 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит нам судить о принадлежности данной страны к обществам индустриального типа.
а) в стране действует Конституция   б) в стране проживает многонациональное население
в) основу экономики страны составляет крупное промышленное производство
г) верховная власть в стране передаётся по наследству.
17. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относятся
а) общение с помощью членораздельной речи    б) потребность в обществе   
в) способность абстрактно мыслить        г) приспособленность к условиям среды
18. Верны ли следующие суждения
А. Потребности характерны только для человека и не свойственны животным
Б. Нельзя говорить о потребностях социальной группы – потребности свойственны только индивиду.
а) верно только А                    б) верно только Б
в) верны оба суждения                г) оба суждения неверны
19. Для существования рыночной экономики необходимо:
а) отсутствие частной собственности на средства производства
б) запрет конкуренции
в) свобода выбора производителей в принятии решений
г) все вышеперечисленное
2 часть
1. Установите соответствие между ситуацией на рынке и ее последствием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ                                                                                      ПОСЛЕДСТВИЯ
А) Спрос растет, а предложение падает.                                      1) цены стабильны
Б) Спрос падает, а предложение растет                                       2) цены падают
В) Спрос и предложение остаются неизменными                       3) цены возрастают
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А    Б    В
 3    2   1
2. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного относятся к понятию
«прямые налоги».
Таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налог на имущество.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Ответ: таможенная пошлина
3. Установите соответствие между социальными ситуациями и общественными сферами.
1. Экономическая сфера    2. Политическая сфера    3. Духовная сфера
а) производство товаров массового спроса
б) проведение референдума о доверии Президенту
в) принятие закона об общественных организациях   
г) написание приключенческого  романа
д) проведение научного исследования               
Заполните таблицу
1.    Экономическая сфера    2. Политическая сфера    3. Духовная сфера
        а                                                     б, в                                г, д
2 вариант
Часть 1 (Тестовые задания с выбором одного правильного ответа)
1.Вид  homo sapiens появился на земле:
а) 10 млн. лет назад      б) 2-3 млн. лет назад    в) 40 тыс. лет назад    г) 10 тыс. лет назад
2.Верны ли следующие суждения о сферах общества.
А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Б. Все сферы общества развиваются обособленно и не могут оказывать друг на друга существенного влияния.
а) верно только А            б) верно только Б
в) верны оба суждения        г) оба суждения неверны
3. Найдите в списке определение, не относящееся к понятию природа.
а) весь мир в многообразии его форм и проявлений
б) определенный этап в развитии общества
в) естественные условия в жизни общества, человека
г) биосфера, активная оболочка Земли
4. В современных государствах - США, Япония, Франция, Великобритания, существует:
а) доиндустриальное общество        б) индустриальное общество
в) постиндустриальное общество        г) традиционное общество
5. К началу 20 века некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует:
а) действие закона ускорения истории
б) действие закона неравномерности развития
в) проявление регресса
г) появление технического прогресса
6. Верны ли следующие суждения о личности.
А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени.
Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества.
а) верно только А                б) верно только Б
в) верны оба суждения            г) оба суждения неверны
7. Побудительной силой обладают только:
а) врожденные потребности        б) духовные потребности
в) удовлетворенные потребности        г) неудовлетворенные потребности
8. Социализация проходит в:
а) семье    б) школе    в) группе    г) верно все перечисленное
9.Студент В. на время каникул решил устроиться аниматором в дом отдыха у моря. Ему объяснили обязанности, уточнили сроки работы и сумму вознаграждения. Речь идет о:
а) ритуальном  общении            б) досуговом  общении
в) деловом  общении            г) неречевом общении
10. Рынок регулирует отношения в сфере:
а) производства    б) потребления          в) распределения    г) обмена
11. Верны ли следующие суждения о формах дохода.
А. Экономическим доходом с капитала является прибыль.
Б. Доход, получаемый от  использования труда, называется рентой.
а) верно только А  б) верно только Б    в) верны оба суждения     г) оба суждения неверны
12. Определите  верную последовательность появления в истории человечества различных форм денег:
а) шкуры зверей, монеты, кредитные карточки, бумажные деньги
б) монеты, шкуры зверей, бумажные деньги, кредитные карточки
в) шкуры зверей, монеты, бумажные деньги, кредитные карточки
г) бумажные деньги, кредитные карточки, монеты, шкуры зверей
13. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к категории
«основные элементы регулирования рыночной экономики».
Цена, предложение, налоги, спрос.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ: налоги
14. Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:
а) повышению цен            б) улучшению качества обслуживания
в) увеличению числа производителей на рынке
г) росту затрат производителей на изготовление товара
15. Общественный прогресс представляет собой
а) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
б) способы взаимодействия людей, связи и отношения между ними
в) большие и малые группы как формы объединения людей
г) взаимосвязь всех сфер жизни общества
16. Выделяя основные элементы общества их взаимосвязь и взаимодействие, мы характеризуем общество как
а) часть природы    б) систему    в) материальный мир    г) цивилизацию
17. В аграрном обществе в отличие от индустриального:
а) повышенное внимание уделяется соблюдению традиций
б) господствуют рыночные отношения 
в) происходит быстрое улучшение орудий труда сельского хозяйства
г) соблюдается обязательность республиканской формы правления
18. Верны ли следующие суждения о личности
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
а) верно только А            б) верно только Б
в) верны оба суждения        г) оба суждения неверны
19. Согласно одному из существующих в науке подходов различают практическую и духовную деятельность. Примером практической деятельности является
а) производство товаров повседневного спроса
б) познание законов развития общества
в) изучение сокровищ народной мудрости
г) формирование научной картины мира
2 часть.
1. Установите соответствие между типом экономической системы и ролью государства в ней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИП СИСТЕМЫ                                                РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
А) Традиционная система    1) Государство регулирует производство, обмен, распределение
Б) Командная система                           2) Государство практически не вмешивается в экономику
В) Рыночная система                             3) Государство обеспечивает экономический порядок
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А    Б    В
2    1    3   
2. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) Законодатели, как правило, стремятся разработать и принять  бездефицитный государственный    бюджет.
2) Было бы не плохо решить таким образом все экономические проблемы   в   стране. 
3) Однако, экономисты считают, что отсутствие бюджетного дефицита еще не означает экономического подъема.
Определите, какое положение текста
А. Отражает факты            Б. Выражает мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1    2    3
А   А   Б       
3.Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей человека.
1) потребность в обществе                2) потребность во сне      
3) потребность в достижении статуса        4) потребность в пище  
5) потребность в труде
Ответ: 1,3,5

  14.02.12 Самостоятельная работа по истории "Россия в царствование Александра I"
 I вариант
1. Страны-участницы третьей антифранцузской коалиции:
1. Россия, Англия
2. Россия, Англия, Австрия
3. Россия, Англия, Австрия, Швеция
4. Россия, Англия, Австрия, Швеция, Пруссия
2. Допишите определение: «Промышленный переворот- это…»:
1) замена ручного труда машинным
2) замена ремесленных мастерских мануфактурами
3) уничтожение машин и механизмов рабочими
4) господство коммун в городах
3. Назовите даты войны со Швецией:
1. 1806-1807гг.          2. 1808-1809гг.           3. 1806-1812гг           4. 1804-1813гг
4. В царствование Александра I  произошли следующие события (найди лишнее):
1) заключён Тильзитский мир с Францией;                      2) к России присоединена Финляндия;
3) отменена предварительная цензура;                              4) отменены военные поселения.
5. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:
1) П.А.Строганов;     2) Н.Н.Новосильцев;   3) М.М.Сперанский;   4) А.А.Аракчеев
6. Какой административный орган был в России высшей судебной инстанцией?
1) Сенат  2)  Юстиц-коллегия   3) Министерство юстиции  4) Государственный совет
7. Укажите причину обострения русско-французских отношений, приведших к войне 1812г.:
1) стремление Наполеона захватить святые места Иерусалима и Палестины;
2) личная неприязнь Александра I к Наполеону;
3) стремление Наполеона к европейскому и мировому господству; разрыв Францией в 1811г. союза с Россией;
4) желание России реставрации Бурбонов
8. Укажите дату Бородинского сражения:
1) 26 августа 1812г.  2) 13 октября 1812г.   3) 8 декабря 1812г.   4) 8 ноября 1812г.
9. Из приведённых ниже названий укажите то, которое не связано с событиями 1812г.:
1) р. Березина    2) Тильзит   3) Смоленск     4) Малоярославец
10. Главной военно-политической задачей Наполеона в 1812г. было:
1. захватить С.-Петербург и колонизировать Россию;
2. разгромить русскую армию и дойти до Москвы;
3. отторгнуть от России западные территории
4. разгромить русские армии в приграничных сражениях и навязать России выгодный для Франции мир.
11. После смещения М.Б. Барклая-де-Толли главнокомандующим русской армией был назначен М.И.Кутузов. Это произошло:
1. по единодушному требованию войск вопреки воле Александра I;
2. по настоянию Александра I;
3. по просьбе самого полководца;
4. по просьбе Англии.
12. Отметьте, кому принадлежат слова: "С потерей Москвы  не потеряна еще Россия....": 
1. Александру I; 2. М.И. Кутузову; 3. А.П. Ермолову; 4. Д.В. Давыдову.
13. Наполеон, вступив в Москву в 1812г., сразу:
1. попытался заключить с Александром I перемирие;
2. стал готовиться к зимней кампании;
3. стал готовиться к отступлению;
4. поджег Москву.
 II вариант
1. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX века- всё это было связано с именем:
1. М.М.Сперанского  2. А.А.Аракчеева  3. А.Х.Бенкендорфа    4. К.П.Победоносцева
2. В царствование Александра I произошли следующие события (отметьте лишнее):
1. предоставлена Конституция Польше
2. разработан Н.Н.Новосильцевым проект Конституции России
3. М.М.Сперанский приступил к разработке политических реформ
4. была отменена Конституция Польши
3. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?
1. дворяне        2. купцы                  3. почётные граждане             4. мещане
4. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX века, которые занимались разработкой реформ при Александре I:
1. Н.Н.Новосильцев        2. А.А.Аракчеев             3. М.М.Сперанский      4. А.Х.Бенкендорф
5. В XIX веке Россия по форме правления была:
1. самодержавной монархией
2. конституционной монархией
3. феодальной республикой
4. демократической республикой
6. Присоединение к России части герцогства Варшавского - царства Польского произошло:
1. в 1815г.        2. в 1831г.       3. в 1848г.            4. в 1864г.
7. Герасим Курин, Архип Семёнов, Александр Фигнер были:
1. партизанами 1812г.              2. поэтами          3. гусарами      4. крепостными крестьянами
8. К царствованию Александра I  относится (найдите лишнее):
1) манифест об учреждении министерств
2) восстановление Жалованной грамоты дворянству
3) учреждение Государственного совета
4) кодификация законов
9. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в стране принадлежала:
1) императору       2) Государственному совету    3) Сенату      4) Синоду
10.  Главной задачей командующих русской армией в 1812г. было:
1. уничтожить французов в приграничных территориях, воспользовавшись значительным численным преимуществом;
2. сохранить войска, вынуждая Наполеона идти вглубь России;
3. навязать французам генеральное сражение;
4. разгромить французские армии поодиночке.
11. После этих сражений наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге:
1. под Красным и Смоленском;
2. под Смоленском и Бородином;
3. под Тарутином и Малоярославцем;
4. под Волоколамском и Малоярославцем
12. Главная цель решения М.И.Кутузова оставить без боя Москву была:
1. сохранить русскую армию;
2. спасти Петербург;
3. навязать Наполеону зимнюю кампанию;
4. вызвать всенародный гнев к Наполеону.
13. После окончания войны с Наполеоном к России отошла(о):
1. Вестфалия;
 2. Сардинское королевство;
3. большая часть герцогства Варшавского;      
 4. Силезия.
 
 



Тесты по обществознанию по темам:
  1. Рынок, цена, конкуренция. А - 3; А2 - 2; А3 - 3; А4 - 2; А5 - 1; А6 - 3; В1 - сходство - 1; различия - 2,3,4,5; В2 - 1,3; В3 - 3,1,2; В4 - монархия
  2. Предпринимательство. А1 - 3; А2 - 3; А3 - 2; А4 - 4; А5 - 3; А6 - 3; В1 - сходства - 3,5;  различия - 1,2,4; В3 - 1,4; 2,3; В4 - социализация
Тесты по обществознанию по темам: 
1. Что такое экономика?
№  задания    Ответы    №  задания    Ответы
& 9 Что такое экономика?
А 1    1    В 1    сходство – 24
                          отличия - 135
А 2    1    В 2    345
А 3    4    В 3    2341
А 4    3    В 4    предприятие
А 5    3       
А 6    1        
2. Товар и деньги
 №  задания    Ответы    №  задания    Ответы
& 10 Товар и деньги
А 1    1    В 1    сходство – 1356
                          отличия - 24
А 2    2    В 2    134
А 3    4    В 3    1423
А 4    3    В 4    прибыль
А 5    2      
А 6    4        
3. Спрос и предложение
№  задания    Ответы    №  задания    Ответы
& 11 Спрос и предложение
А 1    4    В 1    сходство – 12
отличия - 345
А 2    2    В 2    345
А 3    4    В 3    321
А 4    2    В 4    налоги