Текст срезовой работы с ответами - на страничке "Проверь себя"  
15.02.12 На 1, 2 уроках учащиеся 8 классов будут выполнять срезовую работу по обществознанию по линии отдела контроля качества службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.
15.02.12 На 1, 2 уроках учащиеся 8 классов будут выполнять срезовую работу по обществознанию по линии отдела контроля качества службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.
Убедительная просьба к ребятам - повторить материал за 8 класс по темам "Человек и общество", "Экономическая сфера". 
Самостоятельная работа по истории "Россия в царствование Александра I" см. на страничке "Проверь себя"



14.01.12 Спрос и предложение
1. Спрос - это потребность, желание покупателя приобрести определённый товар в определённом месте, в определённое время.
Закон спроса - когда спрос растёт - растёт и предложение.
2. Предложение - желание продавца предложить свой товар к продаже в определённом месте, в определённое время.
Закон предложения - растёт предложение, но не обязательно растёт спрос.
3. Закон спроса и предложения (закон А. Маршалла) - чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и меньше предложение.
27.12.11 Товар и деньги
1. Товар и его свойства
Товар - продукт труда, производимый для продажи
2. Деньги - особый товар, в котором выражена стоимость других товаров
а) Черты денег:
          
Самостоятельная работа по истории "Россия в царствование Александра I" см. на страничке "Проверь себя"
25.02.12.  Анализ высказывания.
Выберите  одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив  разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы);  сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это  отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов  поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки  зрения
используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
- Тот, кто не может противостоять соблазнам денег, никогда не будет счастлив. Демокрит
 - Деньги для умных людей - средство, а для глупцов - цель. А. Декурсель
 - Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды. Ф. Вольтер
 - Не тот убог, у кого ничего нет, а тот, кто не работает. Ш. Монтескье
 
Прошу  выполнить работу до 7 марта 2012 года, присылать эссе у можно в блог на  страничку "Высказывания", в Контакт, на адрес электронной почты  sm-1962@mail.ru; если нет возможности выслать работу по Сети, выполните  её в тетради в практике.
18.02.12. Бюджет семьи и государства. Труд. 1. Бюджет - учебный план финансовых доходов и расходов за определённый период. 
- уровни бюджета: государства; предприятия, фирмы; семьи; индивидуальный
 - фазы составления бюджета: постановка финансовых целей; оценка доходов;планирование расходов
 - госбюджет: имеет юридическую силу; утверждается парламентом; правительство организует его исполнение
 - бюджет бывает: сбалансированным, профицитным, дефицитным
 - способы решения проблем дефицита государственного бюджета (стр. 102 учебника)
 
2. Труд - это  деятельность человека, направленная на достижение определённых целей,  на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для  удовлетворения своих потребностей, для производства товаров и услуг. 
- категории труда: производительный и непроизводительный
 - работа - любой вид деятельности, который осуществляется за определённое вознаграждение
 - заработная плата - цена за труд, измеряемая в единицу времени
 - формы заработной платы: сдельная (начисляется, исходя из объёма произведённой продукции; бывает: прямая сдельная, сдельно-премиальная, прогрессивная, аккордная); повременная (плата за фактически отработанное время; бывает: простая, повременно-премиальная)
 - безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.
 - причины безработицы: сокращение штата работников; ликвидация фирмы, организации; спад производства; отсутствие профессионального образования по престижной профессии и т. д.
 - виды безработицы: добровольная (человек не хочет работать за предлагаемые деньги); вынужденная (не зависит от воли человека)
 - виды безработицы (П. Самуэльсон, В. Нордхаус): фрикционная, структурная, циклическая.
 - безработный - это человек, не имеющий заработка и живущий на пособие по безработице. 
 
- экономика как наука, как хозяйство
 - факторы производства (определение, назвать их)
 - производство
 - предприятие
 - товар
 - деньги
 - функции денег
 - стоимость денег
 - инфляция
 - девальвация
 - прибыль
 - спрос
 - предложение
 - рынок
 - цена
 - конкуренция
 - предпринимательство
 - экономическая система
 - виды экономических систем, их краткая характеристика
 - налоги, прямые и косвенные налоги
 - бюджет
 - труд
 - работа
 - заработная плата
 - безработица
 - безработный
 
1. Экономическая система.
Все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, государство как институт политической системы общества не может быть изолировано от экономической жизни.
Все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, государство как институт политической системы общества не может быть изолировано от экономической жизни.
Организация экономики получила название экономическая система. Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:
- по форме собственности на средства производства
 - по способу организации и управления производства
 
![]()  | 
| традиционная экономика | 
![]()  | 
| командная экономика | 
На основе этих признаков выделяют следующие основные типы экономических систем (их признаки вы найдёте на странице 91 учебника):
![]()  | 
| рыночная экономика | 
- традиционная система. Государство не вмешивается в экономические отношения.
 - командная система. Государство полностью контролирует экономику.
 - рыночная система. Государство защищает рыночные отношения, гарантирует порядок, принуждает нести ответственность тех, кто действует вне закона, совершает преступления и т. д.
 - смешанная система. Объединяет черты рыночной и командной системы. Активная деятельность государства в экономике.
 
Государство  в обществе играет роль экономического субъекта, равного в правах с  другими, но наделённого властью, а потому оно должно действовать в  рамках права, поддерживая экономический порядок.  
- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
 - стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
 - социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
 - обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
 
- убеждение
 - налогообложение
 - льготы
 - регулирование
 
Основные виды налогов: 
- прямые
 - косвенные
 
 21.01.12  Рынок, цена, конкуренция. Предпринимательство.
1.Рынок - место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы
- функции рынка: информационная, посредническая, стимулирующая, ценообразующая
 - виды рынков: товаров и услуг, финансовый, факторов производства
 
2. Цена - количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги
- функции цены: ограничение потребления ресурсов; мотивация для производства
 - образование цены - выравнивание цен (цена, как у всех)
 - равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение
 

- типы конкуренции: совершенная, несовершенная (олигополия, монополия - естественная, искусственная)
 
Предприниматель -  человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.
- бизнес: малый, средний, крупный
 - формы предпринимательства: корпорации, индивидуальное, партнёрское
 
 Д\з: & 12,13, понятия


14.01.12 Спрос и предложение
1. Спрос - это потребность, желание покупателя приобрести определённый товар в определённом месте, в определённое время.
Закон спроса - когда спрос растёт - растёт и предложение.
2. Предложение - желание продавца предложить свой товар к продаже в определённом месте, в определённое время.
Закон предложения - растёт предложение, но не обязательно растёт спрос.
3. Закон спроса и предложения (закон А. Маршалла) - чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и меньше предложение.
Д/з:  понятия, повторить &9,10,11 
27.12.11 Товар и деньги
1. Товар и его свойстваТовар - продукт труда, производимый для продажи
2. Деньги - особый товар, в котором выражена стоимость других товаров
а) Черты денег:
- портативны
 - однородны
 - стабильны
 - узнаваемы
 
- средство обращения
 - мера стоимости
 - средство накопления
 - средство платежа
 - мировые деньги
 
- инфляция
 - девальвация
 
1. Понятие "экономика" : как наука, как хозяйство
2. Факторы производства (ресурсы производства): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, информация
3. Структура экономики: производство, распределение, обмен, потребление
4. Производство (люди + средства производства). Предметы труда и средства труда. Предприятие.
Материальное производство + нематериальное производство = Совокупный Общественный Продукт (СОП)






